Одна из задач, которую Дмитрий Градобоев поставил перед собой, когда занял кресло начальника главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска, – найти общий язык с застройщиками. С одной стороны, есть генеральный план, согласно которому развивается город. С другой – интересы конкретных строительных компаний. Задача Градобоева, по его словам, найти точки соприкосновения.
- Я сам когда-то работал на стройке, был генеральным подрядчиком и заказчиком, сидел на «стуле напротив», признаюсь честно, очень сложно было выстраивать отношения. И очень хотелось, чтобы главархитектуры повернулось к застройщикам лицом (смеется). Именно поэтому у нас сегодня в правилах ежеквартальные встречи, на которых мы рассматриваем все наболевшие вопросы и формируем план работы на квартал. Сначала застройщики относились к этому с недоверием, а сегодня это система.
По словам Градобоева, строители часто жалуются, что работать им не дают. И он их понимает, но объясняет: каждую стройку необходимо градостроительно обосновать.
- Помните, на Кашириных начали строить плавательный бассейн? Положили блок, и выяснилось, что он в структуру-то не вписывается! Убрали. Или взять «Синегорье». Построили – красотища! А сегодня мы привели туда улицу Курчатова и не можем проехать на виадук в Ленинский район. Мы сегодня в корне меняем отношение к застройке – город будет строиться не по инициативе интересантов, а по плану и с градостроительным обоснованием.
Главный принцип развития Челябинска сегодня это интенсивность, обращает внимание Дмитрий Градобоев. Согласно генплану, принятому шесть лет назад, город до 2023 года будет строиться внутри своих границ.
- Норма обеспеченности жильем в Челябинске будет расти. Сейчас она составляет примерно 24,6 квадратного метра на человека. Это уже немало. В Финляндии, например, на одного человека приходится 26 квадратных метров, в Австрии и Германии – 30-32. А вот в Америке – 42. Это то, к чему мы должны стремиться.
Что касается самого ближайшего будущего, по словам начальника управления, есть два варианта: строить новые кварталы на свободных территориях, переселять туда людей из ветхого жилья, а освобожденные территории в центре города развивать парками, скверами и бульварами либо парки, скверы и бульвары разбивать на свободных территориях, а строить в историческом центре, освобождающемся после сноса ветхого жилого фонда.
- Мне больше нравится первый вариант. По периметру города у нас и так много лесов, а вот в центре как раз не хватает озеленения.
По мнению Дмитрия Градобоева, быстро покончить с ветхо-аварийным жильем не получится.
- У нас непригодного для проживания жилья, по статистике, 3 млн. кв. м. Но по моим представлениям, в два раза больше, – говорит Градобоев. – А 6 млн кв. м не будет снесено и за 10 лет – не стоить питать надежд. Сегодня много говорят о федеральных программах сноса ветхоаварийного жилья, но мы мало видим реальных денег. Объем сноса в Челябинске составляет примерно 20-30 тыс. кв. м ветхого жилья в год. Это инициатива застройщиков, которые высвобождают коммерчески интересные площадки под застройку. Нетрудно посчитать, сколько понадобится времени, чтобы в таком темпе снести все 6 млн. Если не будет подпитки извне, поверьте, по 600 тыс. «квадратов» застройщики сносить не будут.
Впрочем, в Челябинске и без того достаточно свободных территорий. Западный и восточный берега озера Смолино, северо-западный берег Новосинеглазово, территория поселков Шагол и Чурилово.
- Не надо забывать и южный берег Первого озера – почти 200 гектаров заброшенной территории, там, где сейчас шлакоотвалы ТЭЦ-2, – продолжает Дмитрий Градобоев. – Когда мы переведем ТЭЦ-2 на газ, зона санитарных ограничений серьезно уменьшится. Кроме того, это Красное поле, где сегодня уже возводятся первые три микрорайона. И это северо-западное планировочное направление — земли ЮУНИИПОКа. На всей этой территории, вместе взятой, можно построить примерно 6 млн. кв. м жилья. А ведь я далеко не все перечислил. Если дальше пальцы загибать: 13 микрорайон, 34-й, 33-й микрорайоны северо-запада, «Западный Луч», Северные и Восточные Шершни – это еще несколько млн кв. м жилья. И это хорошо. Территория Челябинска самодостаточна, мы можем развивать город внутри себя.
Дмитрий Градобоев родился 16 июня 1971 года. В 1993 окончил Челябинский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». 1993-1997 – мастер-прораб. 1997-2006 – директор генподрядных строительно-монтажных организаций ЗАО «ЧФСК». С 2006 – начальник управления градостроительства администрации Челябинска. С 2007– начальник Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Челябинска. В 2008 присвоено звание «Почетный строитель России». Женат, воспитывает троих детей.
Причем я говорю и про индивидуальное жилье в том числе. Сегодня одна из наших задач – сделать землю реальным оборотным средством. Скоро мы уже не будем обсуждать, где ее взять. Приведу пример с автомобилями. Помните, как в 1992-1995 годах люди под мышку зашивали 50 млн. и ехали в Тольятти за «девяткой»? А сегодня этого делать не нужно: товар просто есть, и он разный. То же самое будет с землей. Мы уже сегодня начинаем активно формировать земельные участки и продавать их на аукционах. Заметьте, как снизилась цена: первые лоты у нас были по 3-4 млн. за 10 соток. На последних торгах — 180-350 тыс. Уходят такие лоты влет. Значит, спрос есть, и наша задача – удовлетворить его в полном объеме.
- Чтобы строить, нужны энергомощности, а городу их не хватает…
- Мы как раз работаем над тем, чтобы закрыть потребности районов в сетевом обеспечении. Например, в 2007 году мы ввели подстанцию «Каширинская» на северо-западе. Сейчас строим еще две подстанции – на берегу Миасса и в Ленинском районе. В ближайшее время начнем строить еще три – на ЧМЗ, на границе Калининского района и ЧМЗ и на площадке Красное поле.
Работаем и «по теплу». В прошлом году ввели третий блок ТЭЦ-3, получили дополнительные мощности, протянули ветку на ЧМЗ, закрыли там проблему с нехваткой тепла. Высвободившиеся мощности на северо-западной котельной сегодня перераспределяем на Красное поле. Выделяем компании «Фортум» (бывшая ТГК-10) площадку за Градским прииском, и реализуя этот проект, полностью закрываем северо-западное направление.
По воде и канализации тоже многое делается. Например, в прошлом году провели водовод и канализационный коллектор в Чурилово. Реконструируем насосные станции. В 2006 году сделали проект ливневой канализации. Сейчас делаем проект водоснабжения Краснопольской площадки. Его стоимость порядка 5-6 млн. рублей. Но этот вопрос мы должны решать совместно с областью, так как на трубе будут «сидеть» и пригородные территории.
- В Москве и Екатеринбурге городские власти активно обсуждают вопрос перемещения крупных производств за городскую черту и застройки освобождающихся площадей. Когда этот вопрос станет актуальным для Челябинска?
- Он уже актуален. Это тенденция, которую Запад уже прошел, и нам ее тоже не избежать. Посмотрите, уже не стало «Калибра», «Строммашины» – сегодня это крупные торговые центры. На территории радиозавода «Полет» будет крупный общественный центр, я его уже видел в проектах. Старый завод АМЗ (тот, что расположен вдоль ул. Блюхера от Родькина до Трактовой, возле КПХ № 1) тоже продан коммерческой структуре. Там будет центр общественного притяжения Советского района: с кинотеатром, гостиницей, торговыми центрами, магазинами. Бывшему заводу оргстекла, который находится в начале ул. Свободы, мы также сегодня даем новое функциональное назначение –крупный торгово-выставочный центр.
- А те предприятия, которые работают и приносят прибыль? Что должно произойти, чтобы они оказались за чертой города?
- Нужны жесткие экологические законы. А у нас сегодня еще не все предприятия города сделали проекты санитарно-защитной зоны, хотя им это предписано. Необходим закон, который будет обязывать хозяина предприятия обслуживать эту зону, платить экологический сбор в городскую казну, модернизировать производство, чтобы уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. Тогда у предприятия будет выбор: либо быть на этой территории и выполнять все требования закона, либо переносить производство за черту города.
Свои представления о Челябинске через 10 лет Дмитрий Градобоев описывает несколькими эпитетами: современный, высокий, просторный и зеленый.
- Уже сегодня в наших проектах есть дома до 36 этажей (например, в «Западном луче»). Вы знаете, что город выше 16 этажа не развивался, потому что не было соответствующей пожарной машины. Сейчас мы можем строить 24 этажа. Но будет и больше. В наших планах построить здание, которое станет главным «маяком» города. В Челябинске самая высокая точка находится на Свердловском тракте, за автомобильным училищем. Вот там мы и хотим построить «свечку» этажей в 50, чтобы ее могли видеть все жители города.
Я уверен, что Челябинск останется просторным. По сравнению, скажем, с Екатеринбургом мы планировочно выстроены лучше и развиваемся внутри направлений с севера на юг и с запада на восток. Да, мы немножко отстали от наших соседей в образах, они нарядней. Но с другой стороны, из-за этих «всплесков эмоций», созданных по принципу уплотнения, там проехать нормально нельзя. А мы сохраним широкие магистрали. Уверен, у нас появится много новых развязок.
И конечно же, я вижу Челябинск чистым и зеленым. Мне, например, очень нравится Хельсинки. Город-сад. Вот и Челябинск мы должны озеленить. У нас есть два замечательных памятника природы: Каштак и городской бор. Но у нас мало парков, скверов в шаговой доступности.
- Какие градостроительные проекты сегодня самые масштабные?
-У нас все проекты масштабные. Потому что мы сегодня мало стали говорить об уплотнении. И все больше – о комплексной застройке. Вспомните город 5-10 лет назад: квартальных строек не было. А сегодня мы снова развиваемся микрорайонами, как это было принято в советское время. Но тогда в среднем строили по 400-500 тыс. кв. м жилья в год. Самый большой объем ввода был в 1986 году: 556 тыс. «квадратов». А у нас в прошлом году цифры получились просто аховые: 880 тыс. кв. м.
- У Вас есть любимый проект?
- Однозначно, развитие реки Миасс и территорий, к ней прилегающих. Очень объемная тема. 27 км вдоль Челябинска. И вся эта территория сегодня абы как используется: заилено, заброшено, замусорено. Мы взялись за эту тему в прошлом году. НИИ водного хозяйства Екатеринбурга сделал для нас полное исследование Миасса и предложил меры, которые помогут улучшить его состояние: нужно построить дамбы, дополнительные очистные сооружения, сделать берегоукрепления и т.д.
Но сначала мы должны определить границы. Вода – это федеральная собственность. А где проходит граница федеральной и муниципальной зоны ответственности, непонятно. До конца года наша задача – принять решение по границе на уровне гордумы и Заксобрания и выйти с инициативой на Федерацию в части закрепления юридического права.
Когда мы получим границы, можно будет говорить о конкретных проектах. А пока мы начинаем отрабатывать эпюру (схематический чертеж) застройки. В этой году город выделил на эти работы больше 7 млн. рублей. Институт урбанистики разрабатывает для нас проект планировки. В ближайшее время мы будем показывать его на градсовете.
Во-первых, мы реку функционально зонируем. Первая зона – исторический центр (там, где цирк, Торговый центр). Вторая – «новый центр»: территория северо-запада от плотины до Молодогвардейцев. Между новым и историческим центром – зона жилищного строительства: от Молодогвардейцев до Свердловского моста. Северное направление реки – зона логистического развития. Челябинск – это транзит между Азией и Европой. В конкуренции с Екатеринбургом мы небо уже потеряли, так вот не нужно потерять еще железную и автодорогу.
Помните разговоры о водных «карманах» возле цирка и кинотеатра «Родина»? Ученые нам сказали, что их быть не должно – это источник загрязнения. Поэтому наш проект предлагает их засыпать и продолжить улицу Цвиллинга параллельно Кирова. Это еще генпланом 1936 года предусмотрено. И вот на этой оси мы хотим построить «Форум» – молодежный концертный центр. Вдоль Миасса за кинотеатром «Родина» и параллельно, за цирком, у нас по проекту высотная застройка. Таким образом, мы получаем симметрию высотных доминант с общественно-деловой и торговой зоной.
На пересечении Бр. Кашириных и Свободы мы хотим сделать «Остров-Сад». Это будет досуговая зона: с музейным комплексом, гостиницей, рестораном. А в районе Ленинградского моста мы построим «Остров-Парк»: развлекательную зону районного масштаба с парковой архитектурой и аттракционами.
На территории мелькомбината возле ЧелГУ проектируем академический городок. Там предусмотрены лабораторные и учебные корпуса, дома для аспирантов и профессорско-преподавательского состава, крупный спортивный комплекс. Обязательно должна быть какая-то высотная доминанта. На углу Молодогвардейцев и Университетской Набережной хотим реанимировать пруд Коммунар. Здесь же будет аквапарк. А правый берег, от плотины до Молодогвардейцев, сделать полностью парково-рекреационной зоной.
На выезде из города вдоль Свердловского тракта предлагаем создать информационно-логистический центр. По задумке, каждая фирма будет иметь там свое представительство. Таким образом, все логистические вопросы можно будет решать, не заезжая в город, и, соответственно, не перенасыщая его транспортными потоками.
- Когда проекту будет дан ход?
- Мы взяли на подготовительные работы три года. Сейчас идет второй. В следующем году мы будем готовить конкретные проекты. Когда они будут утверждены, начнется рабочее проектирование. Деньги в первую очередь пойдут туда, где быстрая окупаемость. Поэтому, естественно, первым будет развиваться центр.
- Какова цена вопроса?
- Миллиарды рублей. Проект очень объемный. Его реализация займет около 30 лет. Это очень захватывающая тема. Я иногда просыпаюсь и думаю: вот надо же, приснилось, что в Лос-Анджелесе живем. А потом понимаю: это не Лос-Анджелес, это Челябинск!
Думаю, если реализуем все, что задумали, мы получим настоящий «город будущего».
Материал предоставлен журналом «Деловой квартал – Челябинск»
Подробности / другие новости из раздела
Какие у Вас планы на лето?
- Выехать на природу, позагорать или искупаться28%
- Ничего не делать, а просто расслабленно отдыхать11%
- Поездка на автомобиле по разным городам7%
- Дача, сад, огород45%
- Еще не решил, подумаю позже9%
Всего проголосовало: 170
Все опросы