Генерал МВД Скоков провел личный прием и узнал идеи челябинцев о том, как дать отпор мошенникам
вчера, 21:48 Общество
«Металлург» в первом матче финала Кубка Гагарина обыграл «Локомотив»
вчера, 21:13 Общество
Отключения воды, газа и электричества в Челябинске 19 апреля
вчера, 20:57 Общество
Роман Пилипчук стал главным тренером футбольного клуба «Челябинск»
вчера, 20:33 Общество
На трассе М-5 в Челябинской области кроссовер врезался в грузовик, есть жертвы
вчера, 19:33 Происшествия
Челябинец случайно выстрелил в своей квартире и едва не убил соседского ребенка
вчера, 19:15 Происшествия
Олег Гербер сложил полномочия руководителя фракции «ЕР» в челябинском Заксобрании
вчера, 18:14 Политика
Синоптики предсказывают резкое похолодание на Урале после аномальной жары
вчера, 17:51 Общество
На реке Миасс началась ручная уборка мусора из акватории
вчера, 17:31 Общество
В Челябинске начинается противоклещевая обработка
вчера, 17:08 Общество
Движение еще по одной улице в центре Челябинска ограничат до 23 апреля
вчера, 16:55 Общество
Житель Южного Урала смогут сдать оружие и получить премию
вчера, 16:45 Общество
Магнитогорский меткомбинат в I квартале снизил выплавку стали на 2,9%
вчера, 16:36 Экономика
В Озерске торговый агент присвоила 1 млн
вчера, 16:35 Происшествия
Челябинский губернатор Текслер произвел новые кадровые назначения
вчера, 16:22 Политика
ВНИМАНИЕ. Вместе с жарой Челябинск, Коркино, Златоуст и Карабаш накроет смог
вчера, 16:11 Общество
В День защиты детей в Челябинске пройдет Зеленый марафон
вчера, 15:58 Общество
Следственный комитет проверяет обстоятельства падения ребенка из окна в Южноуральске
вчера, 15:47 Происшествия
Прокуратура заставила власти Челябинска заняться затопленными подвалами многоэтажек
вчера, 15:34 Общество
Челябинцы прописали в своих квартирах 16 мигрантов за вознаграждение
вчера, 15:16 Общество
Челябинские синоптики предупреждают о высокой пожарной опасности в лесах
вчера, 15:08 Общество
В Южноуральске из окна второго этажа выпал 3-летний ребенок
вчера, 14:53 Происшествия
На Южном Урале появится реестр объектов нематериального этнокультурного достояния
вчера, 14:37 Общество
В Магнитогорск на три дня доставили Кубок Гагарина
вчера, 14:10 Общество
Годовая инфляция в УрФО в марте ускорилась до 7,4%, в Челябинской области – 7,99%
вчера, 14:03 Финансы
В Челябинской области зафиксировали беспрецедентную телефонную атаку мошенников
вчера, 13:59 Происшествия
Матери погибшего бойца СВО из Челябинской области передали орден Мужества
вчера, 13:46 Общество
Житель Катав-Ивановска получил срок за нападение на полицейского
вчера, 13:40 Общество
Воздух в Челябинской области в выходные раскалится до небывалых в апреле плюс 31
вчера, 13:25 Общество
Челябинский зоопарк переходит на летний режим работы
вчера, 13:07 Общество
Южноуральским бойцам в зону СВО отправили мобильную баню
вчера, 13:04 Общество
Свыше 327 млн направлено с начала года на новую соцвыплату медикам Челябинской области
вчера, 12:52 Медицина
Под Челябинском столкнулись два грузовика, один водитель погиб
вчера, 12:42 Происшествия
В Челябинске объявлен набор школьников в специализированный класс ФСБ
вчера, 12:36 Общество
ФАС призвала не повышать цены на яйца перед Пасхой
вчера, 12:17 Экономика
Полиция сообщила подробности «огнестрельных» разборок в Челябинской области
вчера, 12:06 Происшествия
СРОЧНО! В Челябинской области расстреляли двух мужчин, один скончался
вчера, 11:50 Происшествия
В Верхнем Уфалее объявили о завершении отопительного сезона с 22 апреля
вчера, 11:48 Общество
Челябинские Госавтоинспекторы вручили повестки в военкоматы 40 мигрантам
вчера, 11:32 Общество
Оглашен приговор насильнику и убийце 11-летней девочки из Челябинской области
вчера, 11:10 Общество

Почему в Челябинске нет велодорожек, и где их взять? Мнение архитектора

Общество
17 августа 2016 года, 16:45
- T +

За последнее десятилетие число велосипедистов в Челябинске возросло во много раз, но несмотря на интерес общества к этому спорту, власти пока не организовали даже минимальной сети велодорожек. Не дождавшись решений свыше, челябинские активисты решили самостоятельно создать план «велореволюции». Как окольцевать южноуральскую столицу велодорожками и никому не мешать, рассказала архитектор-урбанист, соорганизатор проекта «Дорогу Велодорогам» Наталья Пирогова.

- Мое первое знакомство с велосипедом, как и у многих, произошло в детстве. Мне кажется, проще найти человека, который учился кататься на трехколесном велосипеде, чем обладателя автомобильных прав. Однако как к городскому транспортному средству начала относиться серьезно лишь после стажировки в Нидерландах. Тогда каждый день мы передвигались на велосипеде: на работу, в продуктовый магазин, вечером – в центр города и обратно. Шли дожди, палило солнце, но город всегда был заполнен велосипедистами разного возраста и уровня достатка.

ПОКОРИТЬ САМЫЕ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ» СЕРДЦА…

- Днем рождения проекта «Дорогу велодорогам» можно считать наше первое публичное обращение к горожанам на интеллектуальной вечеринке Pecha Kucha в апреле 2015 года. Сама идея создать такое движение возникла пару лет назад, когда я начала собирать материал для дипломного проекта (анализ градостроительной ситуации, соцопрос фокус-групп, изучение аналогов). Дальше, недолго думая, решила проектировать велосеть для Челябинска. Параллельно консультировалась с голландским наставником. Тема покоряла даже самые «автомобильные» сердца и везде получала «зеленый свет». Поэтому после получения университетских корочек стало обидно все бросать. Я делилась идеей везде, где только могла и однажды на встрече Business Family Chelyabinsk встретила Кристину Клипфель. Разговор был долгий и продуктивный. С тех пор мы ведем дела проекта вместе. Кристина отвечает за развитие и продвижение проекта, я – за проектирование и общую идеологию.

На сегодняшний день наша организация добивается, чтобы в Челябинске появилась удобная и безопасная велосипедная инфраструктура. Мы работаем по нескольким направлениям: продвижение проекта сети велодвижения, который включает в себя дорожки, парковки, пункты проката; популяризация велосипеда в качестве средства передвижения и способа досуга; ликбез (ПДД).

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ – «ПЕТЛЯ НА ШЕЕ» ЧЕЛЯБИНСКА

- Как архитектор я ценю масштаб велосипеда. Его скорость позволяет познакомиться с городом детально, его маневренность открывает новые места и маршруты, не доступные автомобилю. За городом, в парках это и досуг, и спорт. Я лично знакома с большим количеством челябинцев, передвигающихся большую часть года на велосипеде, каждый день на работу и обратно. Хотя вопрос сезонности довольно субъективный.

Для города преимуществом является масштаб велосипеда. Пропускная способность велодорожки в пять раз больше автомобильной полосы, а на месте одного автомобиля припаркуется десять велосипедов. Сейчас наш город идет по пути автомобилизации и «надевает себе петлю на шею». Так как сеть общественного транспорта не развита, а про альтернативные виды транспортных средств муниципалитет не думает всерьез. Представьте себе замкнутый круг: мы строим и расширяем дороги, условия становятся лучше, количество пользователей автомобилей увеличивается, и – опять пробки?! А расширять больше некуда (ведь город имеет красные линии и кадастровые границы), а потрачены огромные средства... 

В широком смысле, велосипед, вообще, полезная штука для социума. Как транспортное средство он не производит выхлопных газов. А как устройство с механическим приводом – помогает поддерживать кровеносную систему организма в тонусе, что особенно актуально для ведущих «сидячий» образ жизни. Еще есть прецеденты изменения социальной среды в местах транзита велосипедистов. Они в буквальном смысле «приглядывают» за заброшенными местами. Например, на «Заячьем» острове или по территории прилегающих лесопарков постоянно колесят велосипедисты. А там, где есть люди, шум и освещение, уже спокойнее.

ПОЧЕМУ НЕТ ВЕЛОДОРОЖЕК, И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

- Мне кажется, велосипедизация в России связана с влиянием моды и ростом урбанизации городов.Как мы выяснили в своем соцопросе 2015 года, именно отсутствие приемлемой велоинфраструктуры в Челябинске сдерживает использование велосипеда как повседневного транспорта. Так, 79% респондентов имеют велосипед, однако лишь 10% используют его не только для велопрогулок и занятий спортом, но и для будничных поездок.

Основной причиной, препятствующей более частым поездкам, является неприспособленность городских дорог и отсутствие велопарковок, на что указали более 70% опрошенных. При этом большинство респондентов имеют автомобиль. В опросе приняли участие 1 тыс. 447 челябинцев, преимущественно в возрасте 18-45 лет – самая экономически активная возрастная категория. Мы солидарны с мнением горожан о состоянии велоинфраструктуры в Челябинске.

Справедливости ради скажу: существует план велосипедных дорожек, разработанный муниципалитетом, более того, он частично реализуется. Например, велодорожка на Чичерина или велопешеходная дорожка на Университетской набережной. Однако это вовсе не сеть дорожек, более того, качество этой инфраструктуры не соответствует даже столичным стандартам, не говоря уже о зарубежных. Чтобы кардинально изменить ситуацию, думаю, нужен интерес власть имущих и участие грамотных проектировщиков и подрядчиков. Пример активной велосипедизации Москвы показывает, что это процесс политический, причем сверху вниз...

Еще было бы полезно активно вовлекать в процесс проектирования велосипедистов, автомобилистов и пешеходов. Это называется «соучаствующее проектирование» – оно активно распространено в США и Евросоюзе. Таким образом, мы могли бы создать проект, учитывающий мнение большинства заинтересованных сторон, и действительно помочь городу не просто как потребители его услуг, а как участники его жизни.

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа и многие другие региональные столицы развивают велоинфраструктуру и поддерживают велосипедизацию. Больше всего меня впечатлил опыт Кузбасса: в 2015 году стартовала акция «Тысяча велосипедов – детям Кузбасса», их получили уже 9 тыс. школьников.

Эта программа реализуется при поддержке депутатов, глав муниципалитетов и предприятий, бизнесменов. Безопасности и удобству передвижения на велосипедах в городах и районах Кемеровской области уделяется повышенное внимание: оборудуются велодорожки, устанавливаются знаки, наносится разметка, а также работают специальные велогородки.

ПЯТЬ КОЛЕЦ ВЕЛОВЛАСТИЯ

- Мы разработали градостроительное предложение по созданию велосети, охватывающей весь город и основные точки притяжения велосипедистов (парки, развлекательные и культурные центры, места работы и учебы). Основная идея: «кольцевая» велодорожка в каждом районе, проложенная через самые активные социальные точки. Мы предполагаем, что по благоустроенной сети можно будет быстро передвигаться, а для большей маневренности на велосипеде всегда можно «срезать» путь через дворы и пешеходные мосты. Пять «колец» мы соединяем и получаем замкнутую сеть, соединяющую все районы города. Проектное предложение согласовывалось с независимыми экспертами в области транспортного регулирования и областной Госавтоинспекцией, а главное – с велосипедистами, которые лучше всего знают ситуацию. Проект выставлялся на различных конкурсах,но поддержки властей не получил.

ВЕЛОСИПЕДИСТ VS ПЕШЕХОД

- Велосипедист – полноправный участник движения на автодороге, поэтому велосипедисты старше 14 лет должны ехать по проезжей части, в один ряд и как можно ближе к правому краю дороги, но не прижимаясь к бордюру. Тротуар – это место для пешеходов, поэтому старайтесь ездить только по безлюдным и широким тротуарам, обращайте особое внимание на выезды из дворов, арок, выходы из подъездов и магазинов, двери припаркованных машин. Я полностью поддерживаю решение о запрещении передвижения на велосипеде по пешеходной части улицы Кирова. Уровень культуры езды на велосипеде, к сожалению, не очень высок, поэтому приходится разделять различные скоростные потоки. Вообще, велосипедист должен передвигаться по оборудованной велосети, тогда он не будет мешать ни автомобилистам, ни пешеходам.

МЕЧТА ВЕЛОСИПЕДИСТА

- Мы мечтаем о городе, который не будет стоять в пробках, где можно будет гулять по широким тротуарам, комфортно и быстро передвигаться на общественном транспорте и, конечно же, на велосипедах.

Думаю, автомобиль удобнее использовать по необходимости. Замечательной идеей является использование электрокаров, но за городом – они все-таки занимают много места. К скоростным трамваям и метро наш проект «Дорогу велодорогам» относится с большим уважением.

Беседовал Сергей Боровинских,
фото из личного архива Натальи Пироговой

Общество / другие новости из раздела

Опрос

Какие у Вас планы на лето?